Самария — Шомрон
Фото Татьяны Климовицкой, 2010 год
Мы сели вот в этот бронированный автобус (только так можно ездить к братьям-арабам на территорию, которую они считают спорной)
Это наша экскурсия и экскурсовод, она одета в черный костюм с оранжевой отделкой — цвет, который олицетворяет у нас борьбу поселенцев за право жить на еврейской земле.
Пустые и голые земли Самарии украшены еврейскими поселками, где евреи живут и возделывают землю, которую у них все время хотят отобрать.
И вот с одной из таких жительниц мы встретились. Зовут ее Рахель. Красивая обаятельная, живая, она показала нам свое хозяйство — все экологически чистые продукты, фрукты, овощи. Рассказала, как трудно все это выращивать в условиях, когда отключают воду и не дают электричество…
А вот поселочек самаритян. Справа вдали — вилла какого-то не то миллионера, не то миллиардера, который вдобавок в ней и не живет.
Внизу, в ложбинке — Шхем, или Наблус, там теперь только арабы живут.
На этом самом месте самаритяне построили свой храм в противовес Иерусалимскому, впоследствии превращенный в храм Зевса, также впоследствии разрушенный… Наконец, на месте этих руин была построена церковь Богоматери, которая тоже была разрушена (вот варвары дикие, пример бы с них кое-кому взять). Белый купол — это гробница одного сподвижника Саладина.
Это мы — по дороге в добрый и радушный музей самаритян. А вон между домами уже и смотритель этого музея ждет нас, чтобы встретить.
Такие вот затейливые узоры окон и дверей в доме.
Может, так красиво и не выглядели бы глиняные находки самаритян, если бы их так нее подсветили…
Самаритяне отмечают и праздник Суккот (Кущей). Эта плодородная крыша шалаша выглядит очень празднично и нарядно.
Ничто человеческое, в том числе и мобильный телефон, не чуждо доброму самаритянину.
История монотеизма, рассказанная самаритянином, сильно отличается от общеизвестной. Тем не менее, они искренне в нее верят и предлагают поверить нам.
Рассказ окончен и теперь самаритянин готов ответить на все наши вопросы.